читать дальше
Я тут читаю одну книжку и она наконец-то расставила для меня точки над i в одном долго мучившем меня вопросе. Записываю, чтобы не забыть.
Она объяснила мне не только в чем заключается специфическая проблема людей переживших сексуальное насилие, но и почему это было настолько для меня непонятно.
читать дальшеМоя проблема заключалась в том, что я не видела никакой принципиальной разницы между сексуальным насилием и любым другим. То есть насилие - это плохо, всегда плохо, любое. Но если человеку, скажем, набили морду, то в общем случае он залечит синячки и будет себе жить дальше. А если, скажем, девушку изнасиловали, то опять же в общем случае у неё начинаются какие-то далеко идущие проблемы, которые, откровенно говоря, казались мне надуманными, от чего я регулярнао ощущала себя последним мудаком.
Так вот в чем дело. Вообще секс, чувство отвращения и его блокировка довольно тесно связаны между собой. Понятно, что человеческое тело далеко не всегда пахнет розами, да ещё и выделяет всякие малоприятные трезвому человеку секреты. Но все устроено таким образом, что если ты в достаточной степени возбуждён, то все это перестаёт иметь значение (до определённого предела конечно. Причём пределы эти обусловлены у мужчин и женщин по-разному в связи с традиционно разными стратегиями сексуального поведения, но сейчас не об этом). Так вот эти штуки связаны с объективным, материальным отвращением. А есть отвращение символическое. Это именно то чувство отвращения к себе, ощущения себя грязным, которое испытывают люди пережившие сексуальное насилие. И вот эта вторая штука - сугубо культурная. Мы этому учимся. То есть, если бы в нашем обществе не было принято а) обвинять жертву насилия б) считать изнасилованную девушку "грязной", то этой проблемы, грубо говоря, не было бы. В книжке приведен в пример совершенно чудовищной на европейский взгляд обряд инициации мальчиков в Новой Гвинее, но никто из них никакими психическими расстройствами или расстройствами сексуального поведения из-за него не страдает. Потому что это в их культуре норма.
А теперь о том, почему же (судя по всему) мне все это было так непонятно. Дело в том что в моем окружении Никто Никогда не считал что девушка каким бы то ни было образом может быть запятнана сексуальным насилием совершенным над ней. В моем уютном культурном болоте розовых поней этого просто нет и не было. Вообще. Никогда. Совсем. Ни разу.
Не буду врать, такое понятие как "когнитивная ошибка выраженная в обвинении жертвы" появилось в моем арсенале не так давно, после того как я стала интересоваться научным скептицизмом и впоследствии феминизмом. Но чтобы я действительно когда-либо считала что в совершенном насилии виновата девушка? Нет, не думаю. Все медиапространство вокруг меня говорило об обратном. В любом фильме или передаче это всегда были девушки НА КОТОРЫХ напали.
У меня конечно есть вопросы касательно того, начерта носить мини-юбку с чулками если не хочешь сальных взглядов, но это уже другой разговор. (Я вполне принимаю позицию "ей так нравится", я ее просто не понимаю, а хотелось бы).